"Самые-самые…" ,автор Вадим Дятленко.
Материал с сайта Вадима Дятленко, размещённого на сервере "Tripod com"
Статья датирована 2001-02гг, но не потеряла своей актуальности и по сей день.

                                                                           ***

Среди любой серии моделей существуют неоспоримые раритеты, самые ценные,самые желанные и недоступные модели. Среди них есть  такие, о существовании которых большинство коллекционеров даже и не подозревают,  и напротив, есть редкости, о которых знают все, но практически никто не имеет. Российские масштабные модели не исключение, и именно о них  пойдет сейчас речь в этой статье.

Достаточно тяжело распределить раритетные модели по уровням ценности, так как их редкость определяют разные факторы. Попробуем выстроить пирамиду по признаку трудности "доставания".

Несомненным лидером является, конечно, всеми горячо вожделенная "номерная 31-ая" (ГАЗ 3102 № А38) Модель имела подпружиненые передние колеса (как у ГАЗ 24), как следствие технологические отверстия в днище и номер А38. Их количество, по разным данным, колеблется от двухсот до пятисот экземпляров. В любом случае о существовании этой диковинки знают все, но мало кто ее видел живьем. Большинство экземпляров, которые мне довелось видеть,  были синего цвета.

Второй по редкости жемчуженой, но значительно менее известной, является "цельнолитой" Москвич 412.  Такое название он имеет потому, что решетка радиатора, бампер и двигатель отливались как единое целое вместе с кузовом, а потом просто красились серебрянкой. Также модель имела точеные колеса, вместо всем привычных москвичовских колпаков. Это была первая советская масштабная модель. По хорошей советской традиции она была почти полностью "слизана" с западного аналога. Этим объясняется полное сходство ее днища с  днищем "Динковского" москвича, изготовленым французской фирмой ДИНКИ-тойс.

Далее следуют уже не столь очевидные по степени раритетности разграничения, но все-таки я попытаюсь сохранить "убывающий" признак.

Еще три Москвича "ТУР-Европа", 408 и 412 москвичи с рещеткой радиатора объедененной с бампером. Первый герой - это просто придча во язытцах.  Огромное количество подделок (причем большинство из них откровенно грубые). Дело в том, что листы с соответствующими декалями еще как-то можно заполучить, но правильно их ненести и соблюсти еще кое-какие важные мелочи - значительно труднее. Декаль, которая, в отличии от метода тампопечати, имеет плохое свойство портиться при незначительных механических или климатических нагрузках, практически не имеет шансов "дожить" до наших дней.

Что касается москвичей с объедененной решеткой радиатора с бампером - то они также как и "цельнолитой" имели точеные колеса, и конструктивно отличный от обычных москвичей кузов. Поскольку бампер и решетка радиатора представляли одну деталь, то корпус не имел  соответствующей разделительной планки.

Есть еще три мало известных, не особо красивых, но очень редких модели производства Алма-Атинского объединения по переработке пластмасс "Кзыл-ТУ" - АМО Ф 15 автобус, штабной автомобиль, и грузовик. Это были по-сути дела игрушки, однако вряд ли найдется коллекционер, имеющий все три экземпляра.

МАЗ 5551 "ветеранский"   Тут сразу оговоримся, что речь идет о специальной партии моделей изготовленых на МАЗе в честь его юбилея для подарков ветеранам завода в количестве двухсот штук. Как вы сами понимаете, 90% этих изделий были отданы на растерзание внукам ветеранов, а то, что чудом уцелело, является чрезвычайной редкостью. Модель была откровенно уродлива, и вообщем-то понятно почему - в силу чисто сувенирного ее назначения. Впоследствии стандартная минская модель сохранила  от своего предшественника только кузов и кабину.

Ну когда же, когда же будет рассказ об Олимпийском РАФике? - спрашивете вы в нетерпении. А вот именно сейчас самое время о нем поговорить. В прошлой статье РАФиках я  отметил, что это отдельная тема для разговора. Частично мы раскроем ее здесь.

РАФ 2907 "олимпийский огонь" № А21. Замечу, что речь идет только о спецмашине для транспортировки олимпийского огня, а не о судейском варианте, который, в сущности, представлял из себя "Олимпийский" РАФик без салона, вентиляционного гриба и антены, и ничем конструктивно не отличался. В отличии от рассмотреных выше моделей, "олимпийский" РАФик был выпущен в  большем количестве, но стал редким, еще и  из-за декальной технологии нанесения надписей, о которой говорилось выше. Ввиду  известности и желанности  эту модель также весьма часто и грубо подделывали. Начинающие коллекционеры   покупались даже на такие нелепости как пластиковое днище, черный бампер, откровенно новый и некачественный кузов, не говоря уже о более тонких нюансах. Модель имела особую коробочку (ввиду необходимости прочно зафиксировать ее на пластиковой подставке, чтобы не сломать антенну).

По указанным выше причинам, большую ценность представляет и декальный вариант медицинского РАФика,  учитывая еще и важные конструктивные отличия. Эта модель имела номер А26, ошибочно присвоеный ей по ГОСТу, поскольку такой номер уже имела Волга ГАЗ-24 ГАИ. Также была еще одна важная вещь - стекло в перегородке кабины водителя. Не забудем, также, о покрашеном в белый цвет днище  и никелированом бампере.

Одной из самых интересных моделей является, на мой взгляд, электрофицированая Чайка. Модель имела специальную светотехнику на светодиодах и две батарейки в багажном отсеке. Электросхема включалась герконом, который находился в центральной части днища (почему-то инструкция на родной коробке упорно рекомендовала подносить магнитный ключ к правой двери). Магнитный ключ, как правило, терялся, и уж совсем редко сохранялись родные элементы питания и полиэтиленовые ободки, изолирующие их друг от друга. А ведь без этих деталей модель совсем не интересна. Есть подделки - но их легко определить. Во-первых кузов  специально протачивался под электропроводку, и только потом красился. Во-вторых деталь облицовки радиатора была совсем другая (!) со специальными ложбинками под диоды, вместо фар.

Указанные выше модели приобрести практически невозможно, даже несмотря на их высокую рыночную стоимость. Далее рассмотрим более доступные (хотя бы теоретически) редкости.

Запорожец 968 № А16- штука, конечно, редкая,  но уже более доступная и чаще встречается. Существовали два конструктивно разных варианта - с Y-образными деталями задних рессор и Г-образными. В принципе они равнозначны по редкости. Первые тип в силу более раннеего выпуска, второй - в силу значительно меньшего количества призведенных моделей.

Горьковская версия  31-ой волги. Эта модель выполнена абсолютно в той же манере что и ГАЗ-14. Имеет родную коробочку. Один из тех случаев, когда о  существовании модели почти никто не знает.

МАЗ 500 - бортовой вариант всем знакомого одутловатого МАЗа 503. Родная коробочка, открывающиеся борта. 

ЗИЛ 115 с антенной № А42 очень редкая модель, особенно если учесть, что существовали два типа антенн (стационарная и откидывающаяся вперед) Соответственно и стекла были двух типов - с   усатыми и квадратными пазиками.

ВАЗ 2107 А40  весьма редкая, но вполне доступная модель.

Разумеется, тяжело в одной статье описать все редкости. Хочется рассказать и о первом варианте АМОФ-15 с никелированой фурнитурой, и о кабриолете ГАЗ-А с ящичками, о редкой номерной серии моделей ГАЗ-66, о Руссобалтах с двигателем, о "батоне" с родной антеной, о редких и интересных тамповках и о многом, многом другом.

Но основную задачу, я надеюсь, мне удалось выполнить - разжечь с новой силой интерес к подлинным редкостям и раритетам, взбудоражить душу коллекционера и пробудить в нем новые силы на поиск жемчужин для своей  коллекции.

Вадим Дятленко

diatlenco@yahoo.com

Make your own free website on Tripod.com

Подпись автора

Проект  "mossarincotex"