Доброго, всем!
Решил написать небольшую статейку и я сам. :-)
Коллекционирование старых саратовских моделей, а особенно периода до 1991 г., конечно, самая увлекательная, популярная, ностальгическая и интересная тема в сфере коллекционирования моделей, выпущенных на П/О "Тантал -Радон".
Вот и всё, что я хотел написать в этой статье.  Шутка...

Почему именно до 1991 г. или даже до декабря 1991 г., а не до границы исчезновения каталожных номеров с моделей в 1986 г ?..
Во первых, 1991 г. это примерная граница исчезновения всех привычных нам атрибутов старых саратовских моделей, таких как колпаки старого образца на моделях "ГАЗ", старого хрома, привычной цветовой гаммы, материалов и тамповок.
Во вторых, предшествующий 1990-й год был последним годом, когда вышла более-менее известная, искомая и собираемая многими серия тамповок "Саратову 400 лет".
Конечно, многим позже, уже в середине и к концу 1990-х , также, выходили серии тамповок на юбилейные и памятные темы, но о них знают не многие. Это тамповки на тему юбилея Москвы и всемирных юношеских игр.
Привлекает этот период производства (начало 1970-х по декабрь 1991г.) людей совершенно разных возрастов, примерно, от шестидесятников и моих ровесников, и до совсем молодых людей, которые, как сейчас модно говорить, поняли, что собирать МОДЕЛИ автомобилей, порой бывает интереснее, чем собирать модели АВТОМОБИЛЕЙ.
Здесь имеется ввиду, что современные производители стараются по возможности ,с тем или иным успехом, сделать точную копию прототипа, снабдив свою модель отдельными мелкими деталями, вроде элементов декора кузова, зеркал заднего вида и т.д..
Однако, пытливый взор многих коллекционеров сразу же отмечает, что геометрия кузовов старых саратовских моделей намного правильнее, а их общий стиль изготовления, особенно в период, примерно, с 1979 по 1986 гг, когда краску стали класть ровнее и переработали/добавили некоторые детали/элементы , когда ещё торжествовали стандарты качества на производстве, мало кого оставляют равнодушными.
В более раннем периоде многих коллекционеров привлекают, конечно же, ностальгические мотивы с ранними рисованными коробками, декалями вместо тамповок на кузовах, и многие другие отличительные особенности ранних моделей, включая фактор количества оставшихся в продаже самых старых моделей, фактор цены и престижа иметь их у себя в коллекции.

Теперь о наболевшем.
Конечно же, нельзя снимать со счетов немалые усилия определённой группы людей, в своё время занимавшихся систематизацией накопленного ветеранами производства материала и информации.
Но их труды помогут вам лишь не потеряться и не быть обманутыми в среде купли/продажи на интернет-аукционах, в клубах и у частных лиц.
Ключевым же фактором в успехе обретения отличной коллекции на тему старого "Саратова" являются, к сожалению, связи и деньги.
Отдельные люди, в основном, перекупщики тратят каждый месяц некоторое количество денег, нервов и сил, чтобы заполучить искомые вещи, а затем перепродать их коллекционерам по ценам недоступным среднестатистическому обывателю.
Состоятельные люди - коллекционеры, также, не гнушаются связями, но не редко идут по пути силы кошелька и вступать с ними в торги на аукционах дело практически бессмысленное.
Кто-то находит неплохие и относительно недорогие старые модели в идеальном состоянии на "e-bay", но и там цена с пересылкой редко бывает менее 80$, к тому же, на "e-bay" удобно покупать модели тем, кто постоянно проживает за рубежом. В Россию товары с этого аукциона отправляются продавцами очень неохотно и, как правило, только после предварительных договорённостей, а для этого, неплохо бы знать, хотя бы английский.
Кроме того, не редки случаи, когда отправив деньги продавцу с иностранного аукциона, вы просто прощаетесь с ними и всё.
И здесь, если для состоятельного человека такой прецедент просто "упс...", то для среднестатистического обывателя, тратящего свои кровные, это уже значительная неприятность, и даже душевная травма.
Поэтому для человека несостоятельного, не имеющего связей, путь обретения старого "Саратова" долог и тернист.
Причём, в итоге, после всех усилий, беготни, нервов и затрат мы наблюдаем у себя "собрание" вместо коллекции, т.е. модели в неродных коробках или коробках не подходящих по периоду производства и датам, модели , выпущенные к юбилейным и памятным датам с изрядно стёртыми тамповками на кузовах или ободранными декалями, в случае со спецмашинами и т.д..
Такие "собрания" старых моделей, конечно же, тоже греют душу и приветствуются мной и многими другими собирателями, но в среде серьёзных и богатых коллекционеров, всё это вызывает лишь добрую иронию, дополненную словом "молодец".
Ну и, в конце-концов, не стоит обманываться по поводу того, что ,начав собирать старый "Саратов", вы из своего мира, возможно, полного банальностей, скуки, страхов, а может быть и разочарований, попадёте в прекрасный мир увлечений, где вас будут окружать добрые друзья, коллеги - коллекционеры, готовые поддерживать вас во всём.
Нет!.. Либо, такое и возможно, но только в том случае, если вы и в обычной жизни вполне уверенно стоите на ногах и самодостаточны как личность.
Также, не стоит надеяться на то, что в "мире увлечений" стираются границы социальных классов и вы будете "скакать на одной ноге" с добрыми дядьками, у которых есть всё и даже более того. Увы и ах.   :dontknow:
К сожалению, все низменные и порочные атрибуты поведения из обычной жизни, с успехом переносятся и в так называемый "мир увлечений", поэтому обязательно будут и разочарования, и желание всё бросить, но главное не сдаваться!
Да прибудет с нами сила!  :disappointed:
Ну а самый простой способ не быть в печали, это собирать "Автолегенды, АНС и НАП" на RC форуме или ещё где, и в подписи под своими сообщениями указать, чтобы не забывали нажимать кнопку "спасибо" - тут уж не отвертятся ваши зрители ибо эту муть собирают все и, соответственно, любят друг друга "поддерживать" в этом начинании и одобрять.
Потом мешок целый, как насобираете, и вполне можно будет это отнести в детский центр в качестве гуманитарной помощи - часто такое наблюдал, когда там работал в течении полугода. Смотришь, идё-ё-ёт "коллекционер" ,голову понурив, заходит к нам в кабинет и начинает заряжать, вот мол принёс, принимайте для детей от чистого сердца и как вывалит мешок "Китая" своего и пачку журналов и бежать скорее ибо доброе дело сделано и можно стремиться к новым горизонтам в коллекционировании. :-)
Вот теперь действительно, это всё, что я хотел вам сказать по поводу коллекционирования старого "Саратова". :-)
Выбор остаётся за вами, начинать/продолжать или нет, иметь или не иметь...

Подпись:
Именитый коллекционер из знаменитого рода ветеранов "Тантала", профессор сувенирных наук, заведующий кафедрой номерного "Саратова" в университете дружбы коллекционеров "Тантала и Радона", c неимоверным уважением уважающий Вас, всячески Вам благоволяющий и
одобряющий, глубоко поддерживающий все Ваши начинания, затеи и предприятия,
желающий Вам всяческих успехов, удачи, славы, изобилия и процветания, а также
большого человеческого счастья, ваш покорный слуга - Ramallah и пр., и пр., и пр...
Да хранит судьба Вас от всякой напасти, упырей и призраков, шестилапых зверей,
Того, Кто Шумит в Ночи,
       ужасов, крадущихся во мраке,
              стрелы, летящей днём,
                     алой чумы, опустошающей коллекцию старого "Саратова" в полдень
                              и набегов диких людей из-за моря.
                                                                                      Ваш Ramallah. (c)

Подпись автора

Проект  "mossarincotex"