Доброго, всем!
Решил написать небольшую статейку и я сам. :-)
Коллекционирование старых саратовских моделей, а особенно периода до 1991 г., конечно, самая увлекательная, популярная, ностальгическая и интересная тема в сфере коллекционирования моделей, выпущенных на П/О "Тантал -Радон".
Вот и всё, что я хотел написать в этой статье.  Шутка...

Почему именно до 1991 г. или даже до декабря 1991 г., а не до границы исчезновения каталожных номеров с моделей в 1986 г ?..
Во первых, 1991 г. это примерная граница исчезновения всех привычных нам атрибутов старых саратовских моделей, таких как колпаки старого образца на моделях "ГАЗ", старого хрома, привычной цветовой гаммы, материалов и тамповок.
Во вторых, предшествующий 1990-й год был последним годом, когда вышла более-менее известная, искомая и собираемая многими серия тамповок "Саратову 400 лет".
Конечно, многим позже, уже в середине и к концу 1990-х , также, выходили серии тамповок на юбилейные и памятные темы, но о них знают не многие. Это тамповки на тему юбилея Москвы и всемирных юношеских игр.
Привлекает этот период производства (начало 1970-х по декабрь 1991г.) людей совершенно разных возрастов, примерно, от шестидесятников и моих ровесников и до совсем молодых людей, которые, как сейчас модно говорить, поняли, что собирать МОДЕЛИ автомобилей порой бывает интереснее, чем собирать модели АВТОМОБИЛЕЙ.
Здесь имеется ввиду, что современные производители стараются по возможности с тем или иным успехом сделать точную копию прототипа, снабдив свою модель отдельными мелкими деталями, вроде элементов декора кузова, зеркал заднего вида и т.д..
Однако пытливый взор многих коллекционеров сразу же отмечает, что геометрия кузовов старых саратовских моделей намного правильнее, а их общий стиль изготовления, особенно в период, примерно, с 1979 по 1986 гг, когда краску стали класть ровнее и переработали/добавили некоторые детали/элементы , когда ещё торжествовали стандарты качества на производстве, мало кого оставляют равнодушными.
В более раннем периоде многих коллекционеров привлекают, конечно же, ностальгические мотивы с ранними рисованными коробками, декалями вместо тамповок на кузовах и многие другие отличительные особенности ранних моделей, включая фактор количества оставшихся в продаже самых старых моделей, фактор цены и престижа иметь их у себя в коллекции.

Теперь о наболевшем.
Конечно же, нельзя снимать со счетов немалые усилия определённой группы людей, в своё время занимавшихся систематизацией накопленного ветеранами производства материала и информации.
Но их труды помогут вам лишь не потеряться и не быть обманутыми в среде купли/продажи на интернет-аукционах, в клубах и у частных лиц.
Ключевым же фактором в успехе обретения отличной коллекции на тему старого "Саратова" являются, к сожалению, связи и деньги.
Отдельные люди, в основном, перекупщики тратят каждый месяц некоторое количество денег, нервов и сил, чтобы заполучить искомые вещи, а затем перепродать их коллекционерам по ценам недоступным среднестатистическому обывателю.
Состоятельные люди - коллекционеры, также, не гнушаются связями, но не редко идут по пути силы кошелька и вступать с ними в торги на аукционах дело практически бессмысленное.
Кто-то находит неплохие и относительно недорогие старые модели в идеальном состоянии на "e-bay", но и там цена с пересылкой редко бывает менее 80$, к тому же на "e-bay" удобно покупать модели тем, кто постоянно проживает за рубежом. В Россию товары с этого аукциона отправляются продавцами очень неохотно и, как правило, только после предварительных договорённостей, а для этого неплохо бы знать, хотя бы английский.
Кроме того, не редки случаи, когда отправив деньги продавцу с иностранного аукциона, вы просто прощаетесь с ними и всё.
И здесь, если для состоятельного человека такой прецедент просто "упс...", то для среднестатистического обывателя, тратящего свои кровные, это уже значительная неприятность и даже душевная травма.
Поэтому для человека не состоятельного, не имеющего связей путь обретения старого "Саратова" долог и тернист.
Причём, в итоге, после всех усилий, беготни, нервов и затрат мы наблюдаем у себя "собрание" вместо коллекции, т.е. модели в неродных коробках или коробках не подходящих по периоду производства и датам, модели , выпущенные к юбилейным и памятным датам с изрядно стёртыми тамповками на кузовах или ободранными декалями в случае со спецмашинами и т.д..
Такие "собрания" старых моделей, конечно же, тоже греют душу и приветствуются мной и многими другими собирателями, но в среде серьёзных и богатых коллекционеров всё это вызывает лишь добрую иронию, дополненную словом "молодец".
Ну и, в конце-концов, не стоит обманываться по поводу того, что начав собирать старый "Саратов", вы из своего мира, возможно, полного банальностей, скуки, страхов, а может быть и разочарований, попадёте в прекрасный мир увлечений, где вас будут окружать добрые друзья, коллеги - коллекционеры, готовые поддерживать вас во всём.
Нет!.. Либо такое и возможно, но только в том случае, если вы и в обычной жизни вполне уверенно стоите на ногах и самодостаточны как личность.
Также, не стоит надеяться на то, что в "мире увлечений" стираются границы социальных классов и вы будете "скакать на одной ноге" с добрыми дядьками у которых есть всё и даже более того. Увы и ах.   :dontknow:
К сожалению, все низменные и порочные атрибуты поведения из обычной жизни с успехом переносятся и в так называемый "мир увлечений", поэтому обязательно будут и разочарования, и желание всё бросить, но главное не сдаваться!
Да прибудет с нами сила!  :disappointed:
Ну а самый простой способ не быть в печали, это собирать "Автолегенды, АНС и НАП" на RC форуме или ещё где и в подписи под своими сообщениями указать, чтобы не забывали нажимать кнопку "спасибо" - тут уж не отвертятся ваши зрители ибо эту муть собирают все и, соответственно, любят друг друга "поддерживать" в этом начинании и одобрять.
Потом мешок целый, как насобираете и вполне можно будет это отнести в детский центр в качестве гуманитарной помощи - часто такое наблюдал, когда там работал в течении полугода. Смотришь, идё-ё-ёт "коллекционер" ,голову понурив, заходит к нам в кабинет и начинает заряжать, вот мол принёс, принимайте для детей от чистого сердца и как вывалит мешок "Китая" своего и пачку журналов и бежать скорее ибо доброе дело сделано и можно стремиться к новым горизонтам в коллекционировании. :-)
Вот теперь действительно, это всё, что я хотел вам сказать по поводу коллекционирования старого "Саратова". :-)
Выбор остаётся за вами, начинать/продолжать или нет, иметь или не иметь...

Подпись:
Именитый коллекционер из знаменитого рода ветеранов "Тантала", профессор сувенирных наук, заведующий кафедрой номерного "Саратова" в университете дружбы коллекционеров "Тантала и Радона", c неимоверным уважением уважающий Вас, всячески Вам благоволяющий и
одобряющий, глубоко поддерживающий все Ваши начинания, затеи и предприятия,
желающий Вам всяческих успехов, удачи, славы, изобилия и процветания, а также
большого человеческого счастья ваш покорный слуга - Ramallah и пр., и пр., и пр...
Да хранит судьба Вас от всякой напасти, упырей и призраков, шестилапых зверей,
Того, Кто Шумит в Ночи,
       ужасов, крадущихся во мраке,
              стрелы, летящей днём,
                     алой чумы, опустошающей коллекцию старого "Саратова" в полдень
                              и набегов диких людей из-за моря.
                                                                                      Ваш Ramallah. (c)