Вообще, до меня никто не занимался систематизацией периода производства моделей после декабря 1991 года и по настоящее время, поэтому взять готовые материалы мне было негде. Ввиду этого статья будет основываться исключительно на моих
воспоминаниях и вряд ли будет стопроцентно достоверной, не будет сумбурно написанной, косноязычной, и не будет "скакать" с даты на дату, но всё таки начнём...
*Ещё хотелось бы сказать о том, почему статья называется "систематизация с 1991 года...", а описание некоторых моделей идёт с 1986 года?.. Здесь дело в том, что сам постномерной период производства моделей начался с 1986 года, но именно в непривычном нам всем, жившим в СССР собирателям и коллекционерам виде, модели начали появляться только после декабря 1991 года. До этого было лишь очень незначительное количество непривычных-новых тамповок и иногда встречались непривычных цветов пластиковые днища у некоторых моделей, но эти партии пришлись аж на ноябрь 1991 года.
*Кроме того, данная статься будет охватывать не только информацию о так называемых постномерных моделях, но и о прочих саратовских моделях, не имеющих каталожного номера, а также, имеющих каталожный номер из постсоветского периода. Такие номера на днищах в постсоветский период встречались на моделях "ГАЗ А", "ЗАЗ", "УАЗ", и на моделях "ИЖ Комби" с пластиковым дном. *Адм.. В моей статье, здесь, и далее по тексту, очень много пунктуационных и грамматических ошибок. Прошу, у вас-читателей, за это прощения, т.к. статья писалась в спешке, а в данный момент очень сложно всё и везде исправить.
"Москвич 403"
Возобновление выпуска модели уже на восстановленных пресс-формах произошло только в начале 94 года.
Самые ранние постномерные варианты ещё имели более-менее привычную форму кузова, унаследованную от старых
пресс-форм, но кузов в районе лобового стекла уже в эти годы имел неправильную геометрию по сравнению с
номерными вариантами, двери у модели делались не открывающимися, днище, в основном, по прежнему оставалось металлическим, в редких случаях (малые партии) оно могло быть выполнено из серой пластмассы и закреплено винтом с круглой головкой, но уже с надписью "Сделано в РФ", кроме того металлические днища стали окрашивать в чёрный цвет, а для крепления не редко применять винты без хромирования и с плоскими головками.
На рубеже 2000-х годов пресс-формы снова подвергли ремонту и после этого кузова моделей стали иметь прямые скосы
не только в районе лобового стекла, но и в районе заднего стекла. Салоны , примерно, до 2000 года могли быть
различных цветов, чаще всего синего или серого, но у меня в коллекции был вариант с розовым (!) салоном.
До конца 90-х годов прошлого века встречались модели с неплохим хромированием деталей, но, похоже, уже , всё равно,
компоненты покрытия были иными, а на рубеже 2000-х стали применять покрытие с новыми компонентами, более
тонкое и более светлого цвета.
В какой-то из периодов производства известны серийные модели с пластмассовыми багажными сетками на крыше.
Коробка моделей, примерно, с 1993 года была "радужной" из шершавого картона, с надписью "Сделано в России".
Далее, уже примерно с весны 1997 года, коробку заменили на унифицированную, которая лишь меняла в зависимости от периода
логотип производителя, т.е. "Агат", позже "Инкотекс".
*Интересное примечание. Известны ранние постномерные модели, у которых сохранена правильная форма и лобового и заднего (ветрового?..) стекла, но они очень редки, поэтому я, к сожалению, не располагаю соответствующими фотоматериалами.
На фото сверху ранний постномерной вариант модели,примерно, 1997-98 гг, когда ещё были сохранены пропорции кузова от старой пресс-формы, но двери были уже "глухими", а днище имело надпись "Сделано в РФ":
И совсем современный вариант, выпущенный после "ремонта" пресс-формы в 2000-х годах, обратите внимание на форму кузова в районе заднего стекла - она (рамка вокруг стекла сзади) стала просто прямоугольной:
Вариант с тамповками на тему "Олимпиада 80", позиционировалась, как ретро-сувенир, но есть предположение в среде коллекционеров, что модель была выпущена к 30-летию проведения летней олимпиады в Москве, т.к. появление в магазинах совпало с этим юбилеем в 2010 году.
Фотоматериалы с интернет-аукциона "Молоток ру".
"Москвичи 408/412".
В самый ранний постномерной период с 1986-87 гг. и по 1992г.модели не претерпели практически никаких изменений. На
детали наносился заводской хром из старых компонентов, имеющий желтоватый оттенок.
По сравнению с номерными моделями было введено упрощение в исполнение решёток радиаторов, в частности, исчезла
"сеточка" с круглых фар на решётках с двухфарной и четырёхфарной системой освещения. Решётки с квадратными
фарами стали менее выразительны за счёт снижения глубины выемок в самих фарах, знак "АЗЛК" прекратили
подкрашивать в красный цвет.
Не редко встречались и встречаются в настоящее время модели с колпаками на колёсах от моделей "ВАЗ".
Предположительно с января-февраля 1991 года в Москве в продаже стали появляться варианты с пластмассовыми
багажными сетками на крыше, но сами по себе варианты с багажными сетками могли выпускаться и поступать в продажу в других городах уже в конце 80-х.
С 1992-го года на предприятии произошёл кризис с поставками сырья, компонентами для гальваники и т.д..
В связи с этим вплоть до 1997-98 гг. встречались модели без хрома на деталях, либо с хром-краской вместо хрома.
Очень редко встречались цветные салоны, коричневого, серого и некоторых других цветов. Примерно в 1996-97 гг.
была предпринята попытка выпускать эти модели полностью из пластмассы, фотографии можно увидеть в
соответствующей рубрике на нашем форуме.
На рубеже 2000-х хромирование деталей возобновили, но цвет хрома стал уже другим - более светлым, также, снизилось
качество самого покрытия, оно стало тоньше.
Салоны стали делать исключительно чёрного цвета, а винты на днище стали применять без хромирования и с плоскими
"головками".
Коробка моделей в ранний постномерной период была глянцевой "радужной" с надписью "made in ussr", с 1992 года
картон перестал быть глянцевым, а надпись "made in ussr" была заменена на надпись "Сделано в России", далее, на
рубеже 2000-х годов коробку заменили на унифицированную, которая лишь меняла в зависимости от периода логотип
производителя, т.е. "Агат", позже "Инкотекс".
P.S. Вот, перечитывал и понял, что забыл упомянуть про стойки кузова.
В общем, у всех постномерных седанов стойка между дверьми салона намного толще, чем у номерных, что несомненно, портит внешний вид модели.
Вариант с синим салоном, предположительно, 1991-92 гг, фотоматериалы с интернет-аукциона "Молоток ру".
Возврат к этом цвету салонов был замечен в 1996-97 гг. на моделях "Москвич 2141" с тамповкой "Москве 850 лет" и без неё.
Милицейский вариант в сером окрасе, фотоматериалы "Scale Forum ru".
*Интересное примечание, разница во внешнем виде колёсных дисков/колпаков на постномерных (слева) и номерных (справа) "Москвичах", фотоматериал: проект "mossarincotex".
Редкое днище розового цвета. "Ноябрь 1991г.".
Модель и фотоматериалы из моей коллекции:
Модель "Москвич 408", упакованная в коробку сети сувенирных магазинов "heartofmoscow", 2013-2014 гг.
В сущности это обычная серийная поздняя модель от холдинга "Инкотекс", но упакованная в специальную коробку для продажи в сети сувенирных магазинов Москвы "heartofmoscow", для чего данной сетью магазинов специально была закуплена партия моделей позднего выпуска. Вероятно, из остатков производства 2011-12 гг.
Несколько подробнее о данном необычном коробочном решении можно прочитать здесь: Ссылка на статью.
Фотоматериалы: проект "heartofmoscow ru".
"Москвичи 426/427".
В самый ранний постномерной период с 1986-87 гг. и по 1992г. модели не претерпели практически никаких изменений.
На детали наносился заводской хром из старых компонентов, имеющий желтоватый оттенок.
По сравнению с номерными моделями было введено упрощение в исполнение решёток радиаторов, в частности, исчезла
"сеточка" с круглых фар на решётках с двухфарной и четырёхфарной системой освещения. Решётки с квадратными
фарами стали менее выразительны за счёт снижения глубины выемок в самих фарах, знак "АЗЛК" прекратили
подкрашивать в красный цвет.
Предположительно с января-февраля 1991 года в Москве в продаже стали появляться варианты с пластмассовыми
багажными сетками на крыше, но сами по себе варианты с багажными сетками могли выпускаться и поступать в продажу в другие города уже в конце 80-х.
Не редко встречались и встречаются в настоящее время модели с колпаками на колёсах от моделей "ВАЗ".
С 1992-го года на предприятии произошёл кризис с поставками сырья, компонентами для гальваники и т.д..
В связи с этим вплоть до 1997-98 гг. встречались модели без хрома на деталях, либо с хром-краской вместо хрома.
Очень редко встречались цветные салоны, коричневого, серого и некоторых других цветов.
В период с 1992 года и, примерно, по 2000-й днище всё ещё могло оставаться металлическим, не иметь какого бы то ни
было покрытия или окрашиваться в серый цвет.
Позже днище было заменено на пластмассовое с нехромированным крепёжным винтом, имеющим плоскую шляпку.
На рубеже 2000-х хромирование деталей возобновили, но цвет хрома стал уже другим - более светлым, также, снизилось
качество самого покрытия, оно стало тоньше, а салоны стали выпускать исключительно в чёрном цвете.
Коробка моделей в ранний постномерной период была глянцевой "радужной" с надписью "made in ussr", с 1992 года
картон перестал быть глянцевым, а надпись "made in ussr" была заменена на надпись "Сделано в России", далее, на
рубеже 2000-х годов коробку заменили на унифицированную, которая лишь меняла в зависимости от периода логотип
производителя, т.е. "Агат", позже "Инкотекс".
"Москвичи 433/434".
В самый ранний постномерной период с 1986-87 гг. и по 1992г. модели не претерпели практически никаких изменений.
На детали наносился заводской хром из старых компонентов, имеющий желтоватый оттенок.
По сравнению с номерными моделями было введено упрощение в исполнение решёток радиаторов, в частности, исчезла
"сеточка" с круглых фар на решётках с двухфарной и четырёхфарной системой освещения. Решётки с квадратными
фарами стали менее выразительны за счёт снижения глубины выемок в самих фарах, знак "АЗЛК" прекратили
подкрашивать в красный цвет.
В период с 1992 года и, примерно, по 2000-й днище всё ещё могло оставаться металлическим, не иметь какого бы то ни
было покрытия или окрашиваться в серый цвет.
Про цвета салонов ничего определённого сказать не могу, могу лишь добавить, что после 2000-го года и по настоящее
время салоны моделей имеют исключительно чёрный цвет.
Позже днище было заменено на пластмассовое с нехромированным крепёжным винтом, имеющим плоскую шляпку.
После 2000-го мне встречались варианты с пластмассовой багажной сеткой на крыше и даже с прицепом "Скиф".
Стоит, также, упомянуть о множестве совершенно нелепых тамповок, которые наносились в последнее время на эти
модели, например, "Милиция" или "Пожарная".
Коробка моделей в ранний постномерной период была глянцевой "радужной" с надписью "made in ussr", с 1992 года
картон перестал быть глянцевым, а надпись "made in ussr" была заменена на надпись "Сделано в России", далее, на
рубеже 2000-х годов коробку заменили на унифицированную, которая лишь меняла в зависимости от периода логотип
производителя, т.е. "Агат", позже "Инкотекс".
"Москвич ИЖ 1500 Комби".
В самый ранний постномерной период с 1986-87 гг. и по 1992г. модели не претерпели практически никаких изменений.
На детали наносился заводской хром из старых компонентов, имеющий желтоватый оттенок.
Самые первые постномерные модели всё ещё имели металлическое днище, но уже без каталожного номера.
В конце 80-х гг, на короткий период времени, уже имело место пластмассовое днище, но всё ещё с каталожным номером "А12" - не частая и многими искомая модель, кстати. *Адм. Исправлю сам себя... Такие днища по непонятной мне причине выпустили небольшим тиражом, не в конце 1980-х, а в 1995-м году.
Примерно, с 1992 года по непонятной причине на производстве приступили к массовому выпуску металлических днищ, но уже без какого бы то ни было покрытия. Чуть позже днища могли окрашиваться серой краской.
На рубеже 2000-х гг. и до настоящего времени днища стали вновь делать исключительно из пластмассы, обычно чёрного цвета.
Крепёжный винт стали применять без хромирования и с плоской головкой.
Известны варианты моделей с перевёрнутой надписью "made in ussr" (2006-2008 гг.).
Известны варианты моделей с цветными салонами (1992-93 гг.) с коричневыми/сливовыми, (1996-97гг) с синими или малиновыми.
Коробка моделей в ранний постномерной период была глянцевой "радужной" с надписью "made in ussr", с 1992 года
картон перестал быть глянцевым, а надпись "made in ussr" была заменена на надпись "Сделано в России", далее, на
рубеже 2000-х годов коробку заменили на унифицированную, которая лишь меняла в зависимости от периода логотип
производителя, т.е. "Агат", позже "Инкотекс".
На фото вариант с номерным, но уже пластиковым дном и винтом без хромирования. Выпускалась такая модель в одно и тоже время с моделями, имеющими металлическое дно без каталожного номера... (*Адм. Вероятно, но только не одновременно с хромированными - без номера. Скорее, одновременно с металлическими, но без номера и хромированного покрытия.) , а уже позже пошли пластмассовые днища чёрного цвета без номера. Фотоматериалы с интернет-аукциона "Молоток ру":
"Москвич - Пикап".
В самый ранний постномерной период с 1986-87 гг. и по 1992г. модели не претерпели практически никаких изменений.
На детали наносился заводской хром из старых компонентов, имеющий желтоватый оттенок.
По сравнению с номерными моделями было введено упрощение в исполнение решёток радиаторов, в частности, исчезла
"сеточка" с круглых фар на решётках с двухфарной и четырёхфарной системой освещения. Решётки с квадратными
фарами стали менее выразительны за счёт снижения глубины вымок в самих фарах, знак "АЗЛК" прекратили
подкрашивать в красный цвет.
Самые первые постномерные модели всё ещё имели металлическое днище, но уже без каталожного номера.
Примерно, с 1992 года днище уже не имело какого бы то ни было покрытия и не редко окрашивалось серой краской.
На рубеже 2000-х гг. и до настоящего времени днища стали делать исключительно из пластмассы, обычно чёрного цвета.
Крепёжные винт стали применять без хромирования и с плоской головкой.
После 2000-го года на базе этой модели предприятием было сделано множество совершенно невероятных и далёких от реальности прототипов "спецмашин" - "милиция", "пожарная" и т.д.. Единственной интересной тамповкой на этой модели можно считать "аэрофлот".
Коробка моделей в ранний постномерной период была глянцевой "радужной" с надписью "made in ussr", с 1992 года
картон перестал быть глянцевым, а надпись "made in ussr" была заменена на надпись "Сделано в России", далее, на
рубеже 2000-х годов коробку заменили на унифицированную, которая лишь меняла в зависимости от периода логотип
производителя, т.е. "Агат", позже "Инкотекс".
На фото вариант модели, возможно, собранный в кризисный период производства - хром-карска, колёсные пары от "Москвича 2141", фотоматериал с интернет-аукциона "Молоток ру".
"Москвич 2141".
Постномерной эту модель назвать сложно ибо она начала выпускаться, примерно, в 1990-м году, хотя изначально номер
предполагался, ведь модель разрабатывалась ещё в 80-е годы, это точно известно. Какой номер?.. Я, к сожалению, не
помню.
Изначально модель выпускалась в глянцевой "радужной", а позже и в аналогичной шершавой коробках, только уже с
надписью "Сделано в России". Была и специальная, рисованная (?) коробка для Москвича 2141 (фото есть у нас на
форуме в рубрике "Различные варианты коробок от "Тантал").
Была, также, и небольшая партия Москвичей 2141 в таких коробках.
В основном, модели из этой партии окрашивались в молочно-серый цвет.
За весь период производства я видел днища и салоны у Москвича 2141 серго, серо-зелёного, синего и коричневого
цветов. После 2000-го года преимущественно чёрный салон.
Задние фонари на моделях периода 1991-92 гг. были из непрозрачной пластмассы.
Примерно, в этот же период выпускались модели с пластмассовыми багажными сетками на крыше.
Примерно, в 1997-м году была выпущена небольшая партия электрифицированных моделей "Москвич 2141-ГАИ", а также, некоторое количество моделей с тамповкой "Москве 850 лет" и синими салонами.
Известно, что в 2006-м году была выпущена ограниченным тиражом партия с хромированными колпаками на колёсах и
предназанчалась эта партия для продажи на бензоколонках в качестве сопутствующих товаров-сувениров в г. Саратов и
области. Модель с такими колёсными парами есть на фото из моей коллекции ( см. раздел "Визитные карточки").
Примерно, в середине 1996-97гг, модель могла упаковываться в новый тип унифицированных коробок с надписью "автомобили России" и коллажем из фотографий на обратной стороне коробки.
После 2000-го года модель упаковывалась преимущественно в унифицированные серебристые коробки с логотипом
"Агат", позже "Инкотекс".
На фото вариант в редкой унифицированной коробке и с использованием пластмасс не предназначенных для производства данной модели. Иными словами модель, выпущенная в один из кризисных периодов производства:
Ещё один вариант в редкой коробке и окрашенный в металлик, фотоматериалы и модель пользователя с ником "GAVR", "Scaleforum ru".
Вариант с хромированными дисками колёс.
Модель и фотоматериалы принадлежат мне:
Тамповка на тему "Москве 850 лет - Гостиница Россия". Фотоматериал: "Украинский форум коллекционеров".
Тамповка на тему "Год Быка", предположительно, 1997 год. Диски колёс "потекли".
Фотоматериалы из коллекции "bearpand", "RC Forum su".
"Жигули Ваз 2101/02".
В самый ранний постномерной период с 1986-87 гг. и по 1992г. модели не претерпели практически никаких изменений.
Не подкрашивался лишь знак "ВАЗ" на радиаторной решётке и поворотники на кузове, а также модель часто
комплектовалась колёсными колпаками для моделей "Москвич".
Позже днище стали окрашивать в чёрный цвет, а способ крепления днища изменился.
Модель стала иметь наружний винт для крепления кузова.
Ранние постномерные модели упаковывались в глянцевые коробки с изображением Ваз 2101/02 на обратной стороне,
позже, примерно, с 1992 года коробку заменили на шершавую и снадписью "Сделано в России".
Примерно в этот же период в продаже появились модели с пластмассовыми багажными сетками на крыше.
На рубеже 2000-х годов модели стали упаковывать в унифицированные серебристые коробки от "Агат/Инкотекс".
В период, примерно, 1996-97 гг. известны варианты моделей с синими салонами.
После 2000-го года качество хромированного покрытия изменилось в худшую сторону и имеет более светлый цвет, а
передний бампер имеет имитацию номерного знака.
Вариант с синим салоном, выпущенный к юбилею Москвы в 1997-м году, довольно редкая, теперь уже дорогая и желанная для многих тамповка.
Вариант к юбилею выпуска прототипа "ВАЗ 2101", по слухам тираж был около 1000 штук, а самыми редкими можно считать модели белого цвета.
Фотоматериалы "Scale Forum".
Милицейский вариант в сером окрасе, фотоматериалы "Scale Forum ru".
Редчайшая тамповка с "Авророй" на тему 60-летия октября, фотоматериалы: "молток ру".
*Интересное примечание.
Недавно постояльцы моего ресурса обратили моё внимание на то, что у моделей "Ваз" выпуска после 2000-го года стеклоочистители на лобовом стекле "смотрят" в противоположную сторону, в отличие от лобовых стёкол номерных и ранних постномерных моделей.
"Жигули Ваз 2105/07".
В самый ранний постномерной период с 1986-87 гг. и по 1992г.модели не претерпели практически никаких изменений.
С 1992 года картон упаковочной коробки перестал быть глянцевым, а на коробке появилась надпись "Сделано в России".
Примерно, в этот же период производства в продаже появились модели с пластмассовыми багажными сетками на
крыше.
В период, примерно, 1996-97 гг. выпускались модели с коричневыми и синими салонами.
На рубеже 2000-х упаковочную коробку модели заменили на серебристую унифицированную от "Агат/Инкотекс".
Известен вариант с тамповкой "Москве 850 лет".
*Интересные примечания.
1) На рубеже 1990-91 гг. в оснастке днища моделей "Ваз 2105/07" перестали на время использовать хромированные детали (на фото).
2) В 1988 году бампера моделей "Ваз 2105/07" стали выпускать с короткой нижней кромкой, т.е. стало видно крепления бампера снизу, но в самом начале 1990-х гг. на предприятии по непонятной причине снова возвращались к производству бамперов номерного периода - с длинной нижней кромкой.
На фото "Ваз 2107" "май 1991г" с длинной нижней кромкой бамперов - старый хром, бампера номерного периода, днище без хромированных деталей и "Ваз 2105" 1988 года выпуска с бамперами постномерного периода - с короткой нижней кромкой.
3) В 2000-х гг. производство снова стабилизировалось на варианте днища с хромированными деталями (хром из новых компонентов) и бамперами с короткой нижней кромкой. В таком виде модели "Ваз 2105/07" выпускались до самого закрытия предприятия.
4) В 2012 году на предприятии была попытка привлечь покупателей интересными, редкими и ностальгическими цветами кузовов моделей. Так, например, в апреле 2012 года мне удалось купить в универмаге "Московский" у трёх вокзалов модель "Ваз 2107" в зелёном металлике. (ниже на фото).
Модель "Ваз 2107" 1991 года - старый хром, бампера с удлинённой нижней кромкой, днище без хромированных деталей.
Модель "Ваз 2105" 1988 года - старый хром, днище с хромированными деталями, бампера с укороченной нижней кромкой.
Модель "Ваз 2107" 2012 года - хром из новых компонентов, днище с хромированными деталями, бампера с короткой нижней кромкой, заводское окрашивание в зелёный металлик.
Фотоматериалы и модели из моей коллекции.
"Жигули Ваз 2108/09/099"
Данные модели начали выпускать только в начале 1990-х гг, об их изначальных предполагаемых каталожных номерах мне ничего не известно.
Изначально модели упаковывались в шершавые коробки для Ваз 2105/07, позже в унифицированные-серебристые от
"Агат/Инкотекс".
Самые ранние модели Ваз 2109 имели короткое крыло и неунифицированные днища, комплектовались колесами на тонкой резине и не имели буксировочного устройства для прицепа. Самые ранние ВАЗ 2108 имели колеса на тонкой резине и не имели буксировочного устройства для прицепа. Позже модели Лада 2108 стали выпускать на широкопрофильной резине и с буксировочным устройством для прицепа. По моим сведениям модель ВАЗ 21083, т.е. вариант с длинным передним крылом так и не был принять к производству.
Ваз 21099 , также, выпускалась полностью из пластмассы (фото есть в моей коллекции).
Пластиковый кузов окрашивали в цвет пластика, иногда в металлик близкий по цвету.
Имели место и околозаводские тамповки/декали(?) на тему "Сочи 2014" на всём девятом семействе "Жигулей".
"Жигули Ваз 110/112".
Точная дата начала выпуска этих моделей мне не известна.
Изначально 110-я модель имела специальную коробку с подиумом, люк в крыше, тамповки на двигателе и не редко
окрашивалась в металлик.
Примерно, в 1996-97-м гг, одновременно с "Агатом" образовалось дочернее подразделение с названием ПО "Аргон", где , как раз, и выпускался ранний вариант моделей "ВАЗ 110", озвученный выше.
Позже модель и упаковку упростили и унифицировали.
Люк в крыше исчез, тамповки с двигателя пропали, а коробки стали унифицированными-серебристыми от
"Агат", а позже "Инкотекс".
110/112 модели в поределённые периоды производства имели не часто встречающиеся тамповки "Саратов Лада" и
"Автоваз 40 лет" (фото в моей коллекции).
Известны варианты выпуска модели Ваз 112 в боксе из оргстекла, прдположительно, 2002-2004 гг. (фото в теме моей
коллекции). Такие модели приемущественно окрашивали в металлик.
Модели "Ваз 110/112" в зависимости от периода производства выпускались с колёсными парами на литых дисках или
просто с колпаками. Также, ограниченными партиями выпускались варианты "Ваз 110" с хромированными колпаками колёс для продажи на автозаправочных станциях в г. Саратов в качестве сопутствующего товара-сувенира.
Ниже на фото вариант с хромированными колпаками колёс:
Ранняя модель "Ваз 110", выпущенная на ПО "Аргон":
Фотоматериалы с интернет-аукциона: "Молоток.ру", ранняя модель "ВАЗ 110" от ПО "Аргон" - фотоматериалы с проекта "RC Forum ru".
"Нивы Лада 2121".
Про все тонкости постномерного производства данной модели мне известно мало.
В самый ранний постномерной период с 1986-87 гг. и по 1992г. модели не претерпели практически никаких изменений.
Позже были, и днища без хромирования, и унифицированные коробки, и детали без хромирования, и упрощение
конструкции самой модели, и даже модификация имеющейся модели на производстве в модель "Нива - Тайга", "Нива - Бизон" и т.д..
На фото пикап с названием "Бизон", предположительно, конец 1990-х, начало 2000х гг.
Фотоматериалы с интернет-аукциона "Молоток ру".
Не частый вариант на тему "ГАИ", фотоматериалы: "Scale forum".
"Волги Газ 2401/02".
В самый ранний постномерной период с 1986-87 гг. и по 1992г. модели не претерпели практически никаких изменений,
кроме неподкрашенных поворотников и нового типа крепления дверей *см. приложение ниже.
Примерно, с 1988 года в продаже стали попадаться модели "ГАЗ 2401/02" с колёсными колпаками нового типа, без белых
колёсных дисков.
Позже, примерно, с мая 1994-го года на коробке вместо MADE in USSR появилась надпись "Сделано в России".
На рубеже 2000-х гг, данные модели стали упаковывать в унифицированные-серебристые коробки от "Агат/Инкотекс".
Днища в разные периоды постномерного производства не имели покрытия или окрашивались в серый, а позже и чёрный
цвета. Элементы подвески, кардан и прочее могли быть из цветной пластмассы.
Хромированное покрытие деталей могло, как полностью отсутствовать в период с 1992 года, так и быть частичным или
быть заменено хром-краской.
Но при этом до 2000-го года иногда в продаже попадались модели по-прежнему с полным набором хрома и этот хром
был более качественным, нежели после 2000-го года, но, в тоже время, уже и не таким качественным, как до 1992-го
года.
Примерно в 1993-94гг. " ГАЗ 2402" имела пластмассовое днище, таких моделей было выпущено немного.
Модели с пластмассовым днищем могли иметь редкую унифицированную коробку красного или синего цвета с надписью "Автомобили России" под "стеклом".
В этот же период встречались модели с синими и оранжевыми салонами, а чуть позже и с красными.
Качество хромированного покрытия на рубеже 2000-х годов стало значительно хуже и имеет по настоящее время более светлый цвет и более тонкий слой, нежели у более старых моделей, выпущенных до 2000-го года и особенно до 1992-го года.
А, примерно, в 1999-м году была выпущена незначительная партия "Газ 2402" с тамповкой "ВАИ", у которых не
открывались боковые двери, открывалась только задняя.
В настоящее время модель не редко выпускают с совершенно далёкими от прототипов тамповками и "люстрами" на
крыше.
*Интересное примечание - в конце 1980-х гг. была выпущена небольшая партия моделей "ГАЗ 2402", которые не имели каталожного номера на днище, но при этом не имели и надписи "made in ussr". *См. приложение к статье ниже.
На фото модель ГАЗ 2402, предположительно, 1995-96 гг без хрома на деталях:
Вариант с полупрозрачной вставкой-оргстеклом. Период производства мне определить трудновато.
Предположительно, 1992-93 гг., смущают лишь диски с колпаками старого образца, но установка таких деталей периодически осуществлялась и наряду с колёсными дисками-колпаками нового образца.
Фотоматериалы с интернет-аукциона "Молоток ру":
Вариант с пластмассовым днищем, цветным салоном и редкой коробкой "Автомобили России", фотоматериалы и модель принадлежат мне:
Вариант с оранжевым салоном, фотоматериалы с интернет-аукциона "Молоток ру":
Вариант с красным салоном, фотоматериалы с интернет-аукциона "Молоток ру".
Позже данная модель была приобретена мной для коллекции.
Вариант с синим салоном и редкой тамповкой "Год Быка", фотоматериалы: "RC Forum su", модель из коллекции пользователя с ником "bearpand":
Первая попытка возврата к производству колёсных дисков старого образца на модели Волга "Газ 24-02", неудачная, надо сказать. На фото модель, выпущенная весной 1991 года. Фотоматериалы с интернет-аукциона "Молоток ру".
Позже к теме производства моделей с колёсными дисками старого образца возвращались на короткое время в период 1995-96 гг. на моделях "Раф 2203", но и диски этого периода "текли" на полках у коллекционеров.
Модель - "попугай", *подробности о данном термине смотрите в рубрике "Словарь для собирающего постномерные модели".
Обратите внимание на сочетание цветов деталей оснастки.
Вариант с нечастой тамповокй на тему "Рождество", фотоматериал предоставлен в свободном доступе интернет-магазином, копирайт которого указан на снимке:
1995 г., так называемые 90-е. Модель отличается от новодельной, оттенками голубого и синего цвета, цветом салона и днищем.
Кстати, не частая ныне модель из за не редкого присутствия "чумы" в этот период производства.
Чуть ранее были варианты в аналогичном исполнении, но с колёсными дисками старого образца.
Фотоматериалы с интернет-аукциона "Молоток ру".
И самый НЕ лучший период для бывшей модели с каталожным номером "А23", предположительно, конец 1993, начало 1994 гг., пластмассовое днище.
Фотоматериалы: интернет-аукцион: "Молоток ру".
Милицейский вариант в сером окрасе, примерно, 1996-97 гг, фотоматериалы с проекта "Scale Forum ru".
Вариант с тамповокй "Безопасность движения", 1997 г., фотоматериал "Scale Forum ru".
Вариант с редкой тамповкой к 60-летию октября, фотоматериалы: "молоток ру".
Видимо, Радон, 1993 год, интересное пластмассовое дно.
Модель и фотоматериалы из моей коллекции.
*Интересное примечание - примерно, с 1991 года на днищах моделей "Волга 2401/02" исчезло разграничение седан/универсал, т.е. и на универсалы стали ставить днище с универсальной маркировкой "Газ 24", а квадратик, где раньше размещалась маркировка модели 01/02 стал пустым. Однако, на ряду с указанными выше вариантами, продолжали встречаться и днища с разграничением по модификациям. Например, на пластмассовых днищах уже не было указано "02" в квадратике, хотя это 1992 год с наибольшей вероятностью, а на металлических и металлических-окрашенных в серый цвет или вовсе без покрытия, разграничения по модификациям всё ещё встречалось.
"Волга Газ 3102".
Изначально была выпущена незначительная партия с каталожным номером "А38".
В самый ранний постномерной период с 1986-87 гг. и по 1992г. модели не претерпели практически никаких изменений.
Позже, примерно, с 1992-го года глянцевую упаковочную коробку сменила коробка из шершавого картона без "золота" и
с надписью "Сделано в России".
Примерно в тоже время и чуть ранее, в конце 80-х гг. на заводе "ГАЗ" данную модель выпускали в специальных
коробках (фото у меня в теме коллекции).
ГАЗовские (сборка ГАЗ, не путать с разработанными на ГАЗе!!!) модели также отличались от Саратовских покрытиями
днищ, цветами кузова и салонов.
На рубеже 2000-х гг. данные модели стали упаковывать в унифицированные-серебристые коробки от "Агат/Инкотекс", а
производство-сборка/окраска данных моделей на заводе "ГАЗ" плностью прекратилась.
Примерно, с 2002 года бампер модели стал отливаться с имитацией противотуманных фар - ниже на фото.
Качество хромированного покрытия на современных моделях несравнимо более худшее, чем в период до 1992 года.
Вариант из поздних партий с имитацией противотуманных фар, отлитых одной деталью с передним бампером.
Фотоматериалы и модель из моей коллекции:
"Чайка Газ 13".
В самый ранний постномерной период с 1986-87 гг. и по 1992г. модели не претерпели практически никаких изменений.
Примерно, с 1992 года стали появляться модели с новым типом колёсных пар/новым типом колпаков без белых дисков.
Днище в начале постномерного производства всё ещё было металлическим, а затем было заменено на пластмассовое и
могло быть серым, чёрным или коричневым.
Постномерной период производства славится и своим обилием цветов кузовов у данной модели.
Встречались и бежевые, и красные, и сиреневые (редко), и белые.
На рубеже 2000-х годов данные модели стали упаковывать в унифицированные-серебристые коробки от
"Агат/Инкотекс".
Информацией о цветных салонах я не располагаю, к сожалению.
Интересные варианты.
Сверху "MД - Студия", конверсия, мелкосерийная работа на базе стандартной модели постномерного периода, начало 2000-х гг.
Внизу стандартный кабриолет, выпускавшийся ООО "Агат-М", предположительно в конце 1990-х гг.
Фотоматериалы с сайта, копирайт которого указан на снимке и с проекта "Scale forum ru".
Начало производства моделей в несерийных цветах - 1989 г.
Модель и фотоматериалы принадлежат мне.
Вариант с двухцветным окрасом кузова и антенной, выполненной отдельной деталью, 2004 г, "Агат", фотоматериалы "Scale Forum".
1991-92 гг. Довольно редкий заводской цвет окраса кузова.
Фотоматериалы: интернет-аукцион "Молоток ру".
"ГАЗели".
Точная дата начала производства этих моделей мне, к сожалению, не известна, предполагаю начало 2000-х годов.
Выпускались пассажирские микроавтобусы, "Комби" и цельнометаллические фургоны.
На проекте "tantalradon" кто-то показывал пласмассовый кузов для пассажирского микроавтобуса, но серийно модели с
пластмассовыми кузовами не выпускались, насколько мне известно.
Коробки всегда были серебристыми-унифицированными от "Агат/Инкотекс".
В различные периоды производства выпускались модели с различными типами радиаторных решёток и фар, как с
хромированием решёток, так и без.
"ГАЗ-А".
Точная дата начала производства этой модели мне, к сожалению, не известна, предположительно 1990-91 гг.
Вполне вероятно, что изначально предполагался свой каталожный номер, но ввиду отмены каталожных номеров на предприятии, на рубеже 1986-87 гг. номер на днище так и не был проставлен.
Позже, уже в 2000-х годах, когда пресс-формы для производства данной модели были переданы другому подразделению, находящемуся под частным руководством, номера на днища стали, всё таки, проставлять, но это уже был по большей части маркетинговый ход, как и в случае с УАЗами от "New Tantal".
Самые ранние варианты имели днище с преобладанием металлических деталей - пороги и прочее.
Примерно, в 1992 году металлические детали днища заменили на пластиковые.
Изначально выпускалась только стандартная модель - автомобиль с пассажирским салоном.
Позже появился вариант на тему "пожарная охрана".
*Интересное примечание - самые поздние варианты модели "ГАЗ А" имели имитацию номерного знака над передним бампером.
Вариант модели выпуска 1992 года, уже с пластиковыми деталями днища.
Фотоматериалы и модель из моей коллекции.
Далее фотографии так называемых литников с поточной линии для производства пожарных "ГАЗ-А".
Фотоматериалы "Scale Forum ru".
Вариант с имитацией номерного знака над передним бампером и номером "07" по каталогу от "New Tantal" на днище.
Фотографией дна, к сожалению, пока не располагаю.
Фотоматериал "Scale Forum ru".
"ЗИЛы 115/117".
В самый ранний постномерной период с 1986-87 гг. и по 1992г. модели не претерпели практически никаких изменений,
кроме исчезновения каталожных номеров с днищ и антенн с крыш.
В различные периоды постномерного производства встречались модели с серыми, синими и другими цветами салонов и
приборных панелей.
На рубеже 2000-х гг. данные модели стали упаковывать в унифицированные-серебристые коробки от "Агат/Инкотекс".
Качество сборки и хромирования деталей стали очень плохими по сравнению с периодом до 1986 года выпуска.
Вариант с коричневым салоном, фотоматериал "Scale Forum ru".
Так называемый доработанный вариант, "Агат" - 2004г.
Редкий салон синего цвета для ЗИЛ 115, г. Маркс, предположительно 1997 год, фотоматериалы "Реставратор" - проект "mossarincotex".
*Обратите внимание на диски красного цвета для моделей "Газ" на снимке выше, они также являются редкостью.
*Примечание - некоторые цены на модели "Агат", выпущенные ограниченным тиражом в 2004 году можно узнать ниже в приложении к статье.
"УАЗы 469/452" и более поздние модификации.
В самый ранний постномерной период с 1986-87 гг. и по 1992г. модели не претерпели практически никаких изменений.
Кроме того, каталожные номера на днищах этих моделей сохранялись ещё долгие годы.
У более поздних моделей "УАЗ 469" рама, в основном, из пластика.
На рубеже 2000-х годов была предпринята попытка производить модель "УАЗ 452" полностью из пластмассы.
Была выпущена ограниченным тиражом партия медицинских "УАЗ 452" полностью из пластика. (фото у нас на форуме в
соотвествующей рубрике).
В середине 2000-х пресс-формы для производства "УАЗ 452" были проданы предприятию с названием "New Tantal",
которое начало производство этих микроавтобусов без открывающихся элементов, со своими "фирменными"
каталожными номерами и в унифицированных-серебристых коробках с логотипом "Автомобили России".
Здесь же можно упомянуть появление в продаже в 2010-м году очень старнной модели "УАЗ 469" на пластиковых колёсах и с тамповкой/декалью (?) на тему олимпиада "Сочи 2014".
Исчерпывающей информацией о производстве данных моделей в постномерной период я , к сожалению, не владею.
Кроме того, я до сих пор не понимаю что за подразделение по производству моделей "УАЗ 452" с названием "СарАвто" - это подразделение того же "New Tantal", один из его торговых брендов или что-то другое?..
Когда прекратилось производство-сборка на Ульяновском автозаоде?..
Когда с рам моделей окончательно исчезли каталожные номера?..
И когда они (номера) снова появились уже на моделях под брендом "New Tantal"?
Когда модели стали упаковывать в унифицированные коробки?..
Всё это мне неизвестно.
Кое-какая информация о границах исчезновения с рам моделей каталожных номеров есть, по-моему, в разделе "Азбука
номерного Саратова" у нас на форуме.
Вариант на тему "ООН", фотоматериалы "Scale Forum ru".
Предположительно, 1992-93 гг., модель и фотоматериалы из моей коллекции.
Что интересно, отсутствуют какие-либо надписи на днище.
Что НЕ интересно , присутствует "чума":
Данные модели в различных цветовых решениях продавались в магазинах Москвы до зимы 2011 года (видел лично, но в руки не брал), видимо, пока не вступил в силу закон об использовании олимпийской символики. Где это производилось, тамповка ли это или декаль остаётся только догадываться. Модель и фотоматериалы из коллекции "bearpand", "RC Forum su".
"Раф 2203".
В самый ранний постномерной период с 1986-87 гг. и по 1992г. модели не претерпели практически никаких изменений.
Какое-то время даже сохранялось производство металлических днищ.
Примерно, с 1992 года стали появляться модели с новым типом колёсных пар/новым типом колпаков без белых дисков,
но в 1996 году по непонятной причине была предпринята попытка возврата к старым-белым дискам, но изготовлены они
были столь скверно, что не только не имели прежнего вида, но и начинали "плавиться", когда стояли на полках у
коллекционеров. Мне известна партия "пожарных" рафов с такими дисками колёс.
Днище в поздний постномерной период полностью заменили на пластмассовое чёрное, иногда коричневое.
В различные периоды постномерного производства салоны и другие пластмассовые детали могли иметь синий,
коричневый, серый, малиновый и другие цвета, известны даже варианты производства с тонированными стёклами в
салоне.
На рубеже 2000-х гг. фирма "Компаньон" выпустила римейк знаменитой и всеми искомой модели "Раф 2907".
За основу взяли обычную саратовскую модель "Раф 2203".
На крыше не было дефлектора и антенны, салон мог быть коричневым, а вместо декалей применялась тамповка.
Днище могло быть обычным постномерным, чёрным или цветным, но была и небольшая партия с пластмассовым днищем, имеющим номер А21 и с серебристым покрытием.
Примерно, в тот же период фирма "MD-студия" выпустила свой римейк на тему "Раф 2907", ниже на фото.
Не знаю кто из производителей и частный модельных студий ещё делал римейки на эту тему, но мне встречались римейки "Раф 2907" с совершенно чудовищными по цвету тамповками - кислотно-зелёными, синими, цвета детской неожиданности и т.д..
Ладно, теперь немного о коробках-упаковках.
Примерно, с 1992-го года глянцевую упаковочную коробку сменила коробка из шершавого картона и с надписью
"Сделано в России".
На рубеже 2000-х годов данные модели стали упаковывать в унифицированные-серебристые коробки от
"Агат/Инкотекс".
В какие коробки упаковывались римейки "Раф 2907" от фирмы "Компаньон" мне не известно.
Фотоматериалы с проекта "RC Forum ru":
Римейки "Раф 2907",предположительно, производства фирмы "Компаньон" сверху и "Раф 2907" производства фирмы "MD-студия"снизу.
"MD-студия" - начало/середина 2000-х годов - римейк.
Типичный вариант с цветным пластиком деталей из 90-х гг. прошлого века:
Вариант с синим салоном и тамповкой "Безопасность движения", фотоматериал с проекта "Scale forum ru":
Вариант - конверсия, выполненная промышленным способом фирмой "Компаньон", г. Краснодар:
Я бы назвал это "сладкий сон советского путешественника" ибо получить в собственность микроавтобус, да ещё и с трейлером в СССР было реально только во сне. Фотоматериалы с проекта "Scale forum ru".
Следующий вариант, пожалуй, самый странный из всех тампованных, что мне доводилось видеть.
Какие уж мысли были у человека, подавшего такую "блестящую" идею, я не знаю.
Но модель 100% заводская, лично видел такие в продаже в универмаге "Московский" в своём городе.
Фотоматериал предоставлен в свободном доступе интернет-магазином, копирайт которого указан на снимке:
"ПО Радон", приблизительно 1993-95 гг., фотоматериалы с проекта "RC Forum ru":
Тоже "Радон", 1992 год., фотоматериалы интернет-аукцион "Молоток ру".
Интересное примечание *
В середине 90-х гг. выпускались "RAF 2203 - Маршрутное такси" с салоном имитирующим салон настоящего автомобиля.
Конечно, никаких кассовых аппаратов и прочих мелочей там не было, но на предприятии сидения салона устанавливали в соответствии с прототипом. Видел такие модели дважды и оба обладателя утверждали что именно так это и было куплено в магазине. На фото:
Стоит, также, упомянуть о моделях конца 80-х, годов. Здесь можно видеть круглые печати с цифрами на днище, на месте, где раньше был каталожный номер. Видимо, после отмены каталожных номеров модели по-прежнему пытались как-то упорядочить или это просто какие-то отметки "ОТК". Фотоматериалы: интернет-аукцион "Молоток ру".
"Руссобалты".
Здесь про постномерной период производства мне известно очень мало, кроме исчезновения стёкол в фарах отдельных
моделей.
Знаю только, что ближе к концу 80-х гг. с рам моделей исчезли каталожные номера, качество хромированного покрытия
деталей резко упало, изменился и его цвет, а пластмассовые детали моделей могли иметь совершенно невероятные цвета,
вплоть до белого.
Производитель то упаковывал модели в серебристые унифицированные коробки от "Агат/Инкотекс", то вновь
возвращался к специальным, но, в основном, только к коричневым.
А в последнее время производитель красил модели в очень красивые и редкие цвета, видимо, на прощание.
90-е гг, прошлого века, типичное сочетание цветных пластмасс для кризисного периода производства:
Вариант с цветным салоном:
И оранжевый цвет, уже Моссар-Инкотекс - 2010 г "на прощание", видимо, одна из последних попыток предприятия привлечь покупателей:
Фотоматериалы с интернет-аукциона "Молоток ру".
"Запорожец ЗАЗ".
К сожалению, все тонкости условно постномерного производства этой модели мне неизвестны.
Точно знаю, что пресс-формы для данной модели были украдены с "Тантала" в середине 1990-х гг, и перезапуск
производства был начат частными лицами-предпринимателями с выпуска моделей, кузова которых были окрашены в
металлик прямо поверх старой краски.
Каталожный номер на днище "А16" сохраняется и по сей день, поэтому эту модель можно считать постномерной лишь
отчасти, тем более, и настоящих номерных-то в прадаже в магазинах СССР никто не видел, были лишь ворованные с
производства и собранные из отходов со всалки "Тантала".
У меня есть "постномерная" модель с красным салоном.
Были и варианты без двигателя в определённые периоды "постномерного" производства, и без брызговиков, и с синими
салонами, и с красными, и даже неоткрывающимися элементами и багажными сетками на крышах.
Периодические изменения в условно "постномерной" период претерпевало и днище, но я запутался во всех этих
разнообразных рессорах на днищах и не буду путать вас заодно.
В унифицированные коробки эту модель никогда не упаковывали, а часть вырубок-коробок, в которые эти модели
упаковываются и по сей день явно сохранились со складов "Тантала" ещё с 70-х гг. прошлого века.
Не частый новодельный вариант из моей коллекции - красный салон:
Вариант на тему "Гаи", фотоматериалы: "Scale forum".
Модель выпускалась на том же подразделении предприятия, что и остальные модели "Заз" постсоветского периода.
*Интересное примечание.
Мало, кто знает о том, что после производства в 90-х годах моделей, окрашенных в металлик поверх старой краски, следом на предприятии выпустили партию моделей, у которых открывался только багажник, а уже только затем пошли модели с открывающимися багажниками и капотами но без макетов двигателей.
А уже в самую последнюю очередь выпускались модели с макетами двигателей и открывающимися капотами и багажниками.
Фотоматериалы: "Scale Forum", модель с "глухим" моторным отсеком из коллекции пользователя с ником "АВТОБУСNИК".
Проект автомобиля "AVVA", "Радон", г. Маркс, масштаб 1:66
О дате начала производства данных моделей на "Радоне" мне ничего неизвестно.
Модели выпускались в различной цветовой гамме, не редко окрашивались в металлик.
Упаковывались в коробки с "подиумом", а также просто в пакетики с бумажным вкладышем.
Иногда комплектовались цепочкой и кольцом для ношения на связке ключей.
В 1997 году были выпущены модели с тамповкой "Москве 850 лет" (на фото ниже).
Каталожный номер, скорее всего, не предполагался.
Фотоматериалы с интернет-аукциона "Молоток ру".
"Спецмашины - скорая помщь, милиция и другие.."
Ну, здесь, дорогие друзья, такое было "непаханное поле" за весь период постномерного производства, что я не берусь пока за систематизацию данного раздела. Жду вашей помощи!
Вот, на этом месте я закончу свою статью по условной систематизации моделей постномерного периода.
Безусловно, многое я упустил, многое мог просто забыть с годами, многое предстоит добавить, но у любого из вас
всегда есть шанс дополнить эту статью исчерпывающей информацией и фотоматериалами.
Для этого напишите мне в систему личных сообщений и я дам вам доступ к модерированию этой статьи-рубрики.
Ваш Ramallah. Дата публикации: 16.11.2012г.
- Подпись автора
Проект "mossarincotex"