А11
Историческая информация:
Предположительное начало выпуска- 1976.
Разработана на Тантале СКБ под руководством Кожевникова.
Важные даты:
1976 (осень)- начало производства (судя по статистике коробок).
1976-1977- паралельное существование черных и серебристых донышек.
1976-1977- паралельное существование салоном серого и белого цветов.
1976-1978- капот на трех зажимах.
1978-1979- капот на двух зажимах.
1979-по наши дни- капот вновь на трех зажимах.
1982-1983 (граница)- появление "made in USSR" на донышках.
1982-1983 (граница)- изменения формы заднего стекла и задней двери.
1982-1983 (граница)- изменение формы ручки задней двери.
1986-1987 (граница)- отмена подкрашивания эмблемы на решетке радиатора и боковых
поворотников.
1986-1987 (граница)- изчезновения каталожного номера с дна модели.
1986-1987 (граница)- изменение направления винта крепления дна. Винт стал
закручиваться со стороны дна, а не со стороны мотора, как это было с начала
производства.
Общая информация:
Модель ВАЗ 2102 была разработана в резултьате решения руководства Тантала
расширения модельной линейки не за счет создания модификаций Москвичей на базе
существующих моделей, а за счет создания принципиально новых моделей. Конкретно
А11 на протяжении всего производства потерпела очень небольшое количество
изменений (относительно других моделей), но все равно, все изменения будут рассмотрены.
Легенды:
Легенд об этой модели мне не известно.
Артикулы и цены
Стандартная модель- АРТ.С-СО-51Д, цена - 3р50к
Тампованные (не включая фестивальные)- АРТ.С-СО-96Д, цена- 3р90к
Фестивальные- АРТ.Ф 20%С-СО-51Д, цена- 4р20к
Олимпийские (белая серия)- АРТ.С-СО-96ОЛ, цена- 5р10
"Цинковая чума"
Мне практически не известны модели А11, болеющие чумой. Правда, надо отметить, что
черные донышки А11-ой иногда чумеют.
По параллели с Москвичами, все чумные донышки (и редкие модели) относятся в
периоду осень 1976- апрель 1977. Причины болезни такие же, как у Москвичей того
периода.
А12
Историческая информация:
Предположительное начало выпуска- 1977-
Разработана на Тантале СКБ под руководством Кожевникова.
Важные даты:
1977- начало производства
1982-1983 (граница)- появление на дне дополнительной надписи "made in USSR"
1986-1987 (граница)- изчезновения каталожного номера с дна модели.
Начало 90ых- появление пластикового дна с "А12"
Легенды:
1-Из-за того, что двери модели были сделаны открывающимеся, разработчики
вынуждены были изменить конструкцию подкапотного пространства из-за чего капот
сделали неоткрывающемся. Легенда Танталовская, актуальна и по сей день, но реального
подтверждения этой легенде пока что нет.
Артикулы и цены
Стандартная модель- АРТ.С-СО-51Д, цена - 3р50к
Тампованные- АРТ.С-СО-96Д, цена- 3р90к
Олимпийские (белая серия)- АРТ.С-СО-96ОЛ, цена- 5р10к
"Цинковая чума"
Чумные модели комби мне не попадались.
Послеловие.
Модель любопытна своим своебразным салоном с поднимающимся полом багажника.
Кроме этого, модель комби, в отличие от многих других моделей этого производителя,
почти не изменялась на протяжении всего обсуждаемого периода. И напоследок,комби-
первая модель без "собственной" коробки.
А13
Историческая информация:
Предположительное начало выпуска- 1978.
Разработана на Тантале СКБ под руководством Кожевникова.
Важные даты:
1978- начало производства.
1978 (короткое время с начала производства)- Дно без подпор под задним мостом.
1978 (короткое время с начала производства)- В подкапотном пространстве нет.
конусообразных выступов и магистральных трубок, появившихся в последствии.
1980-1981- возможность комплектации модели колесами,отлитыми из серо-прозрачного
материала (капрон).
1982-1983 (граница)- появление на дне дополнительной надписи "made in USSR".
1985-1986 (граница)- шов на внешней стороне покрышек смещен в середину.
1986-1987- изменение конструкции салона, позволяющее крепить передние двери не с
помощью дырок в донышке модели, а с помощью отверстий в пластике салона.
Отверстия крепления на дне исчезают.
1986-1987 (граница)- исчезновения каталожного номера с дна модели.
1986-1987 (граница)- исчезновение кромки с внутренней стороны капота.
Общая информация:
Волга ГАЗ 2402 является первой моделью Волги, выпущенной Танталом. Как и многие
другие Тантало-Радоновские модели, А13 на протяжении выпуска претерпевала многие
измения. В дальнейших постах темы эти временные изменения будут рассмотрены
отдельно.
Легенды:
Легенд о данной модели мне не известно.
Артикулы и цены
Стандартные -АРТ.С-СО-119Д, цена 5р.60к.
Тампованные и декальные (не включая фестивальные) С-СО-119д, ц.6р.15к.
Олимпийские (Мишка)- АРТ. С-СО-119-ОЛ, ц. 8р.
Фестивальные- АРТ.Ф 20%С-СО-119Д, ц. 6р.70к. (позже АРТ. С-СО-119Д-Ф, ц.6р.50к.)
Послесловие-
Как ни странно, модель Волги ГАЗ 2402 была разработана и выпущена раньше, чем
модель Волга ГАЗ 2401. Это можно определить по контурам вставок на дне модели 2402
(дно для 2401 сделано на базе дна 2402)
Цинковая чума.
Данные модели выпуска до 91-го года не чумеют.
А14
Историческая информация:
Предположительное начало выпуска- 1978.
Разработана на Тантале СКБ под руководством Кожевникова.
Важные даты:
1978- начало производства.
1978 (короткое время с начала производства)- Дно без подпор под задним мостом.
1978 (короткое время с начала производства)- В подкапотном пространстве нет.
конусообразных выступов и магистральных трубок, появившихся в последствии.
1980-1981- возможность комплектации модели колесами,отлитыми из серо-прозрачного
материала (капрон).
1982-1983 (граница)- появление на дне дополнительной надписи "made in USSR"
1985-1986 (граница)- шов на внешней стороне покрышек смещен в
середину.
1986-1987- изменение конструкции салона, позволяющее крепить передние двери не с
помощью дырок в донышке модели, а с помощью отверстий в пластике салона.
Отверстия крепления на дне исчезают.
1986-1987 (граница)- исчезновения каталожного номера с дна модели.
1986-1987 (граница)- исчезновение кромки с внутренней стороны капота.
Общая информация:
Волга ГАЗ 2401 является второй моделью Волги, выпущенной Танталом.Как и многие
другие Тантало-Радоновские модели, А14 на протяжении выпуска претерпевала многие
измения. В дальнейших постах темы эти временные изменения будут рассмотрены
отдельно.
Легенды:
Легенд о данной модели мне не известно.
Артикулы и цены
Стандартные -АРТ.С-СО-119Д, цена 5р.60к.
Тампованные и декальные (не включая фестивальные) С-СО-119д, ц.6р.15к.
Олимпийские (Мишка)- АРТ. С-СО-119-ОЛ, ц. 8р.
Фестивальные- АРТ.Ф 20%С-СО-119Д, ц. 6р.70к. (позже АРТ. С-СО-119Д-Ф, ц.6р.50к.)
Послесловие-
Вышедшая сразу после выхода Волги ГАЗ 2402, модель А14 дополнила собой линейку
Волг, выпускающихся ПО Тантал. Следущая модель Волги появилась только через 8 лет.
Цинковая чума.
Данные модели выпуска до 91-го года не чумеют.
А15
Историческая информация:
Предположительное начало выпуска- 1978.
Разработана на Тантале СКБ под руководством Кожевникова.
Важные даты:
1978- начало производства.
1980-1982 (весьма приблизительно)- выпуск варианта с горящими передними и задними фарами.
1982-1983 (граница)- появление на дне дополнительной надписи "made in USSR"
1986-1987 (граница)- исчезновения каталожного номера с дна модели.
1986-1987 (граница)- шов на внешней стороне покрышек смещен в середину.
1987-1988 - дно все еще хромированное.
1988 и далее- дно пластиковое.
Общая информация:
Чайка ГАЗ 13 является первой моделью правительственного лимузина, выпущенной
Танталом. На этой модели впервые появились хромированные вставки в конструкцию
корпуса. Эта практика в последствии применялась и при разработке/производстве
другим моделей этого класса. "Электрофицированная" Чайка" заслуживает как минимум
отдельного поста, так как и она являлась пионером подобной технологии применноной в
модельном производстве. Надо отметить, что "электро-Чайка" являлась самой дорогой
Саратовской моделью. Как и многие другие Тантало-Радоновские модели, А15 на
протяжении выпуска претерпевала многие изменения. В дальнейших постах темы эти
временные изменения будут рассмотрены отдельно.
Легенды:
Номерные Чайки могут быть не только черными, а песочными, синими и т.д. Да, они
были многих цветов, но я подозреваю, что ни один из этих цветов не был серийным.
Многие свидетели рассказывают про спец. проекты таких или иных Чаек, но опять же,
спец. проекты в серию не шли.
Чайки комплектовались вместо хромированных позолоченными деталями Да, такие
модели существуют, но опять-таки, в единичных экземплярах и в серию такое никогда не
шло. Тут надо отметить, что технологически на Тантале сделать такую позолоту вместо
хрома было чрезвычайно легко. Гальванирование деталей для моделей по определению
производилось и под хром, и под позолоту (как например для Руссо-Балтов).
Артикулы и цены:
Стандартные- АРТ.С-СО-100Д, цена 9р.40к.
Электрофицированные- АРТ. С-СО-169д , цена 19р.50к.
Олимпийские: АРТ. С-СО-100-ОЛ, ц. 12р.20к.
Послесловие
Вышедшая в стандартном варианте, судя по артикулю, чуть раньше моделей Волг, Чайка
являлась первой моделью автомобиля ГАЗ, первой моделью советского лимузина,
первой моделью с серийными хромированными вставками в корпусе модели. Кроме
того, надо отметить, что на момент выхода, модель Чайки была собрана из
наибольшего количества составляющих деталей в сравнении со своими современниками.
Электрифицированная Чайка являлась единственной моделью с электрическими
элементами, выпущенной в советские времена.
Цинковая чума.
Данные модели выпуска до 91-го года не чумеют.
А16
Историческая информация:
Предположительное начало выпуска- 1977
Разработана КБ Натана Рабиновича, Тантал (первая модель разработанная вне СКБ
Кожевникова)
Важные даты:
1977- начало производства (Тантал).
1978- попытка производства на Радоне.
1978- окончание производства.
Общая информация
По разным сведениям серийно (пробная серия + серийный выпуск) "в мир" было
выпущено от 500 до 1000 моделей. У нас нет свидетельств покупок в советских
магазинах, но есть свидетельства поступления на склад сбыта на Тантале. Кроме того,
передача на производства на Радон свидетельствует о том, что модель приемную
комиссию прошла удачно, а наличие собственного артикула говорит о том, что модель
была готова к сбыту через сеть советской торговли. Остановка производства произошла
из-за поломки форм донышка модели. Ветераны говорит, что проблемы с формой
возникли из-за того, что КБ Рабиновича не было знакомо в производством моделей до
такой степени, как СКБ Кожевникова и тут просто сказалась неопытность при
разработке. Далее, видимо достаточное количество моделей (сверх упомянутых
500-1000) были собраны энтузиастами/спекулянтами/"клубным людьми" при помощи
"добычи ископаемых" с Марксовской свалки Радона.Интересный момент- в начале
90-ых формы А16 были украдены с Радона (по словам работников Радона) и где-то тогда
же начался выпуск моделей А16 с измененным дном. Суммируя, я бы сказал, что А16
бесспорно является одной из самых загадочных Саратовских моделей и про нее далеко
не все еще ясно......
Легенды.
Существует вариант с олимпийским Мишей. Экземпляры единичны, к серии не имеет
отношения никакого. Скорее всего элементарная самодеятельность работников завода.
Артикулы и цены:
АРТ.С-СО-97д, ц.2р.50к
Послесловие
Как упомянуто выше, одна из самых загадочных моделей Тантала.
Истории и легенды о выпуске А16 и о судьбе модели достаточно долго муссировались
как и на Тантале/Радоне, так и в среде коллекционеров. Кроме того известна как
минимум одна публикация в западном модельном журнале, в котором упоминается
история А16. При всем этом, но достоверная история А16 по прежнему остается в
тумане.
Цинковая чума.
Известны единичные модели с признаками чумы. Отлитые же на Радоне экзепляры
видимо не чумеют.
А17
Историческая информация:
Предположительное начало выпуска- 1977.
Важные даты:
1977 - начало производства
1977-1979- часто встречающиеся на моделях ГАИ донышки с маркировкой "А9"
1977-1978- капот на трех зажимах.
1978-1979- капот на двух зажимах.
1979-по наши дни- капот вновь на трех зажимах.
1982-1983 (граница)- появление "made in USSR" на донышках.
1986-1987 (граница)- отмена подкрашивания эмблемы на решетке радиатора и боковых
поворотников.
1986-1987 (граница)- изчезновения каталожного номера с дна модели.
1986-1987 (граница)- смена мигалки типа "капля" на "стакан"
1986-1987 (граница)- изменение направления винта крепления дна. Винт стал
закручиваться со стороны дна, а не со стороны мотора, как это было с начала
производства.
Общая информация:
Модель ВАЗ 2101 ГАИ была разработана в результате решения руководства Тантала
расширения модельной линейки не за счет создания модификаций Москвичей на базе
существующих моделей, а за счет создания принципиально новых моделей. Конкретно
А17 на протяжении всего производства потерпела очень небольшое количество
изменений (относительно других моделей), но все равно, все изменения будут
рассмотрены.
Легенды:
Существовал ранний декальный вариант модели А17. Вариант безусловно существовал.
Это частично подтверждается и тем, что декальные были сфотографированы для
Каталога "Запчастьэкспорт" 1981-го года. По-прежнему под большим вопросам остается
серийность подобного варианта.
Был достаточно большой промежуток времени, когда модель не выпускали. По всей
видимости это соответствует действительности. У меня достаточно много косвенных
подтверждений и косвенных же свидетельств этого. Но ничего хронологически
конкретного сказать пока не могу.
Артикулы и цены
Стандартная модель- АРТ.С-СО-96Д, цена - 3р90к
"Цинковая чума"
Мне не известны модели А17, пострадавшие от чумы.
Послеловие.
Вторая модель линейки "ГАИ" среди Танталовских милицейских моделей.
А18
Историческая информация:
Предположительное начало выпуска- 1980 - *Адм. Примечание... Производство началось в последние месяцы 1979-го года и на предсерийных образцах не было номеров на металлических деталях, а также, не было отметки-выпуклости ("точки") на кузове слева от порога салонной двери.
Модель разработана на Тантале
Важные даты:
1980- начало производства (судя по статистике коробок).
1981- смена хромированного переднего бампера на пластиковый черный.
1981- замена белого дна на хромированное дно.
1981-1982 (короткий период)- колеса (диски) не из белого, а серого пластика.
1982-1983 (граница)- появление на дне дополнительной надписи "made in USSR".
1986-1987 (граница)- исчезновения каталожного номера с дна модели. Дно по-прежнему хромированное.
1986-1987 (граница)- шов на внешней стороне покрышек смещен в середину.
1988 по сегодняшний день- замена хромированного дна на пластиковое.
Общая информация:
Начиная с самого первого выпуска и на протяжении всего обсуждаемого периода (до
1991-го год) происходили изменения как в форме кузова, дверей и т.д.. В дальнейших
постах темы эти временные изменения будут рассмотрены отдельно.
Легенды.
Выпускался с декальной полосой Без всякого сомнения, модели такого вида
существовали, кроме того, на Тантале было достаточно много декальных листов с этой
конкретной декалью. Но как с многими другими моделями, серийность/не серийность
такого варианта остается недоказанной.
Артикулы и цены:
АРТ. С-СО-133д, ц.6р.
"Цинковая чума"
Мне не известны модели А18, пострадавшие от чумы.
Послесловие:
Первая модель минибуса. Базовая модель для последующих моделей спец. автомобилей,
созданных на базе А18. Причем использование частей А18 для выпуска последующих
РАФов видимо задумывалось с момента разработки А18.
А19
Предположительное начало выпуска- 1977-1978 (граница)
Разработана на Тантале СКБ под руководством Кожевникова.
Важные даты:
1977-1978 (граница)- начало производства
1977-1978- капот третьего типа
1979-(по сегодняшний день) - капот последнего варианта.
1979- передача производства модели на Радон. (до сих пор неизвестно, выпускались ли
А19 после передачи на Радон и на Тантале тоже)
1982-1983 (граница)- появление на дне дополнительной надписи "made in USSR"
1986-1987 (граница)- смена формы решетки радиатора (в варианте с квадратными
фонарями- исчезновение полосы в центре решетки, в обоих вариантах с круглыми
фонарями- исчезновение "решетки" на самих фонарях), отмена подкрашивания эмблемы
на решетке радиатора, изменение форм заднего и переднего бамперов.
1986-1987 (граница)- исчезновения каталожного номера с дна модели.
Общая информация:
Возможен только с третьим и последним капотом. Является первой моделью Москвича
с отрывающимися дверями в комбинации с открывающимся капотом.
Легенды:
Легенда про экспериментальные Пикапы. По легенде, эскперементальные появились в
районе 76 и являлись переделкой (перепилкой) из М433 и М434. Кабина ограничивалась
латунной пластинкой с вырезанным круглым окошком. В кузове устанавливались
хромированные поручни. Донышки произвольные, капоты тоже (с одним ограничение-
только! ранние). Тут надо отметить, что сведения о этой модели противоречивы. Многие
на Тантале их помнят, но мало кто помнит, для чего создавались такие модели. Есть
абсолютно противоположные свидетельства 2ух инженеров СКБ Кожевникова. Один из
них, пришедший на завод позже, но являющийся коллекционером утверждает, что они
были экспериментальными. Второй, который работал на заводе во времена появления
данной модели, но коллекционером не является, говорил мне, что модели эти- просто
матрехи.
Каких-либо других подтверждений этим двум мнениям на данный момент я не имею.
Белый ПИКАП олимпийской серии. Скорее всего таких не выпускалось. Наиболее
вероятно, что существующие модели такого вида являются результатом сборки из белой
модели А19, дверей от олимпийского Комби и капота от любого олимпийского
Москвича.
Артикулы и цены
Стандартная модель- АРТ.С-СО-51Д, цена - 3р50к
Тампованные (по сути дела только олимпийский Мишка)- АРТ.С-СО-96Д, цена- 3р90к
"Цинковая чума"
Модели А19 не чумеют.
Послесловие
Первая модель, у которой открывались и двери и капот.
По известным мне документам, с 79-го года на Радоне были мощности, позволяющие
выпускать до 100000 единиц в год. При этом реальные выпускаемые количества мне не
известны.
А20
Историческая информация:
Последняя разработка СКБ под руководством Кожевникова.
Предположительное начало выпуска- 1980.
Важные даты
Модель
1980 (лето)- начало производства (судя по статистике коробок)
1980- "тяги" заднего моста возможны из серого метала.
1980- возможность установки передних брызговиков.
1980-1982- возможность установки на модели конструкции, позволяющей передним
колесом быть соединенными с рулем.
1980-1982- Колпаки на колесах меньшей выпуклости, чем позднее.
1980-1982- возможность установки в салоне зеркала заднего вида.
1980-1983- возможность 2-ух вариантов запаски. Пластик и хром.
1980-1983- Трамблер.
1982- изменение шрифта на дне модели, небольшое изменение формы коробки передач и
задней части дна.
1985- Изменение формы боковых зеркал
1985- Исчезновение прорезей для передних брызговиков.
1986-1987 (граница)- Пропадает номер "А20", дно по-прежнему хромированное.
1986-1987 (граница)- Пропадает хромированная эмблема с решетки радиатора.
1988- Дно становиться черным (пластик без хрома)
Скиф
1981- Начало производства
1980-1982- покрышки с рельефным протектором, колеса подпружинены, "треугольник"
крепящий прицеп к модели не усиленный. Возможны смешанные варианты.
1982-1983- "треугольник" , крепящий прицеп к модели усилен с помощью расширения
пластиковых хромированных деталей.
1988- дно перестают хромировать, заменяя обычным черным пластиком.
Общая информация:
Модель ВАЗ 2121 Нива + Скиф была лебединой песней Кожевникова на заводе.
Безусловно, самая сложная для разработки и производства Саратовская модель.
Легенды:
Первые были на пластиковых (дырчатых) колесах. Кроме имеющихся нескольких
экземпляров в некоторых коллекциях, ничем не подтверждено. Более того, и
происхождение подобных колес абсолютно не понятно.
Артикулы и цены
Стандартные АРТ. С-СО-139д, ц.11р.30к.
Со Скифом: АРТ. С-СО-167д, ц.13р.
"Цинковая чума"
Модели А20 не чумеют.
Послесловие:
Проект и модель А20- это по сути дела "лебединая песня" отца Саратовского
производства моделей Кожевникова. Самая сложная модель, выпущенная в Саратове.
Единственная модель с такими передней и задней подвесками. Единственная модель с
брызговиками. Первая модель с "полуоткрытыми" стеклами передних дверей. Первая
модель с выполненными из пластика внутренними панелями передних дверей.
Единственная модель с с боковыми зеркалами прямо на открывающихся дверях.
Единственная модель, для которой было задумано внутреннее зеркало. Единственная
модель с механизмом поворота колес от руля. Единственная модель с механизмам
поворота передних колес вообще. Единственная выпущенная в советские времена
модель с прицепом. Единственная модель с перевернутым вниз окошком коробки.
Единственная модель, которая ставилась в коробку на двух специальных вставках.Эти
перечисления можно продолжать еще долго.
Я только добавлю еще 2 момента. Первое- я не видел ни одной западной модели тех
времен, которая была бы хоть как-то близка к уровню А20. И второе- несмотря на
сложность выпуска/сборки и т.д., А20 всегда пользовалась бешеным спросом, как в
СССР , так и на Западе. И из-за этого тиражи выпущенных моделей воистину огромны.
Исходные материалы авторства Олега Маликова - "Драйвер"/список Драйвера.
- Подпись автора
Проект "mossarincotex"