http://s8.uploads.ru/t/z94I2.jpg

Доброго времени суток, Вы находитесь на форуме, который посвящён масштабным моделям советских и российских автомобилей, выпускаемых  ОБЩЕСТВОМ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА "МОССАР", предприятием расположенном в г. Маркс саратовской области.
Также, наш форум посвящён общему обзору производства римейков, моделей не относящихся к вышеуказанному предприятию, но выпущенных в период существования СССР и ранней постсоветской России и транспортной игрушке отечественного производства.

В настоящее время в сети "интернет" довольно развёрнуто раскрыта тема коллекционирования номерных масштабных моделей, выпущенных на заре развития этой отрасли на вышеуказанном предприятии в период существования СССР, но совершенно не заслуженно, на мой взгляд, буквально игнорируется тема, посвящённая моделям, выпущенным в период с декабря 1991г. и выпускающимся по сей день холдингом "Инкотекс" (ООО НПФ "Моссар"), производственным объединением "Тантал" и их филиалами.

Цель данного форума популяризировать интерес к так называемым постномерным моделям раннего постсоветского периода, моделям, выпускаемым в 90-е годы прошлого столетия, а также к моделям, производящимся на вышеуказанном предприятии и его филиалах в настоящее время.
Администрация данного ресурса не берёт на себя ответственность за глубокую систематизацию и достоверную информацию о временных периодах, цветовой гамме и модификациях, как базовых моделей автомобилей, так и моделей со специальной, юбилейной и др. различной символикой, т.к. это очень сложная задача, а лишь желает объединить на данном ресурсе коллекционеров, собирающих модели данного периода, для показа своих коллекций в рамках форума, обмена мнениями и получения дополнительной информации, которая будет с благодарностью публиковаться на страницах данного ресурса с указанием авторов.

Также администрация данного ресурса всегда рада видеть на форуме коллекционеров старых номерных моделей от "Тантал" и "Радон", масштабных моделей, выпущенных на других предприятиях в период существования СССР и конверсий на их базе, ремейков и транспортной игрушки производства СССР, желательно вместе с фотографиями своих коллекций и приятным  для всех постояльцев ресурса ностальгическим настроением!
В целом, проект носит скорее ностальгический характер, нежели систематизирующий продукцию того или иного предприятия СССР и даёт лишь общее представление о той или иной тематике, указанной в тематическом разделе форума и, возможно, останется таковым навсегда.

Теперь немного общей информации об истоках начала производства масштабных моделей в г. Саратов и его области:

«Тантал», «Радон», «Агат», «Аргон», «Моссар-Инкотекс». Люди, не имеющие отношения к коллекционированию моделей, скажут, что это пять или шесть разных слов, между которыми нет ничего общего. Не очень опытные коллекционеры схватятся за голову, в очередной раз понимая, что не понимают разницу между этими производителями масштабных моделей. И лишь коллекционеры со стажем почувствуют гордость от того, что без проблем смогут объяснить, чем отличается «Тантал» от «Агата», и рассказать хронологию преобразования «Радона» в «Моссар». Обо всех тонкостях каждого из предприятий в небольшом материале рассказать невозможно - для этого понадобилась бы целая книга. Но мы постарались выделить основные моменты истории этих предприятий, тесно связанной с историей советского, а потом и российского моделизма.

А начиналось все с «Тантала»…
В далеком 1969 году произошло важное для всех настоящих и будущих коллекционеров событие. Производственное объединение «Тантал» из города Саратова выпускает первую масштабную модель - мотоцикл в масштабе 1/30. До привычных советских машин в масштабе 1/43 было еще далеко, но главное, что был дан старт делу, в корне изменившему всю индустрию производства моделей.

Казалось бы, сам факт, когда крупное производственное объединение, занимающееся серьезными разработками и изготовлением товаров широкого потребления, решает выпускать детские игрушки (о коллекционировании тогда вряд ли кто-то серьезно задумывался), выглядит абсурдным. Есть две версии того, как на «Тантале» докатились до такой жизни. Первую рассказывали сами сотрудники ПО в интервью советским журналам после того, как выпуск моделей стал приносить ощутимые дивиденды. Работники «Тантала» говорили, что им хотелось придумать что-то новое и оригинальное, так как фурнитура для шкафов и светильники, производимые «цехом ширпотреба», были делом прибыльным, но без души. Тогда-то и пришла мысль сделать что-то для детей. Был создан «мозговой центр», найдены люди, увлекающиеся моделями, организованы поездки на заводы, где производились настоящие машины.

Есть и вторая, более прозаичная версия. В Союзе существовала обязательная для «оборонки» программа - 10% от общего вала продукции должны были составлять товары широкого потребления. И в рамках этих десяти процентов «Танталу» настойчиво рекомендовали поработать над детскими игрушками.
От «Москвича» до «Порше»
Несмотря на то, что первой игрушкой, вышедшей с конвейера «Тантала» был мотоцикл, в историю вошла другая модель - «Москвич». Сначала 408-й, сделанный после знакомства с моделью французской фирмы «Динки», а потом - 412-й. Обе машины были выпущены в 1971 году, поэтому именно он считается переломным для советского моделизма. Кстати, именно «Тантал» начал нумеровать свои модели. Опять же, не для коллекционеров, а для общей статистики. О том, какую ценность сейчас представляют так называемые «номерные модели» объяснять, думаю, не стоит. «Москвич-408» получил номер А1, «Москвич-412» - А2. Какое-то время «Тантал» специализировался исключительно на «Москвичах», но в 1975 была разработана, а в 1976 запущена первая модель «Ваза». Естественно 2101, то есть «копейки». Игрушка получила серийный номер А9.

А уже потом были ГАЗы, ЗАЗы, РАФы, ЗИЛы, УАЗы, РуссоБалты и даже один «Порше». На последних двух моделях стоит остановиться подробнее. РуссоБалт - единственный ретро-автомобиль, увековеченный «Танталом» в масштабе 1/43. Выбор на него пал не случайно - это была первая машина, выпущенная в нашей стране. Поэтому в 1978 году «Тантал» начал ее производство. На разработку модели ушло немало сил - обычно в Саратове делали масштабные модели, руководствуясь чертежами реальных автомобилей. Здесь же их достать было нереально, поэтому сотрудникам конструкторского бюро пришлось изучать кинохронику и проводить долгое время в архивах. Но результат оправдал себя - модель пользуется популярностью до сих пор. Что касается «Порше-924», то она стала единственной иномаркой, сделанной на «Тантале». Модель вышла немного несуразная, но навсегда вошла в историю.

«Радон» - «Агат» - «Аргон» - «Моссар-Инкотекс»
Производство «Танталом» масштабных моделей автомобилей оказалось делом очень востребованным. И уже в конце семидесятых годов к этому делу был подключен еще один завод - «Радон». Он находился совсем рядом с «Танталом», - в городе Маркс Саратовской области и входил в состав общего производственного объединения. Здесь выпускали некоторые модели, уже прошедшие «обкатку» на «Тантале». Эта отлаженная схема работала до конца 80-х годов прошлого века, пока завод «Радон» не вышел из состава производственного объединения «Тантал». А потом ООО «Радон» был переименован в ЗАО «Агат» и одновременно появилось дочернее подразделение с названием П/О "Аргон", где выпускались ранние варианты моделей "ВАЗ 110". До 2007 года завод с разной степенью успешности продолжал выпускать модели автомобилей, но затем его постигло банкротство. Но свято место пусто не бывает и спустя несколько месяцев в Саратовскую область пришел новый инвестор - крупный холдинг «Инкотекс». Так «Агат» стал «Моссаром». Это имя завод носит и по сей день. И до сих пор производит масштабные модели автомобилей. Собственно, выпуск моделей продолжается и на «Тантале». Машины обоих производителей во многом похожи. До определенного времени идентичными были даже коробки для моделей. И это неудивительно - и у «Тантала», и у «Моссара», находящихся в Саратовской области, по большому счету, общие корни.
В последнее время в сети "интернет" появилась информация о закрытии подразделения по производству масштабных моделей на научно-производственном объединении "Моссар". Всем любителям масштабных моделей, которые мы привыкли видеть в магазинах с детских лет остаётся только надеяться на то, что производство любимых вещиц когда-нибудь будет восстановлено вновь.

После прочтения данного материала и регистрации на проекте, рекомендую прочитать и эти две небольшие статьи:
Зачем мы собираемся на форумах - взгляд изнутри.
Старая "песня" о "главном"...
Они помогут вам лучше понять постояльцев данного ресурса и меня, в частности, а также, помогут вам быстрее адаптироваться на ресурсе.

* На форуме присутствуют относительно взрослые люди :-), не всегда отдающие себе отчёт о сказанном, поэтому я вынужден предупредить об ограничении по возрасту при посещении нашего форума - "18+"

Спасибо, за внимание!